Татарский этикет

Генетические исследования татарского этноса[править]

(Гаплоидная группа R1 и идентичность с финно-угорскими генами)


Гаплогруппа R Y-хромосомы человека отмечена мутацией в SNP маркере M207 и является потомком гаплогруппы P.

Наиболее распространена подгруппа R1, отмеченная мутацией M173. Её два основных субклада R1a (M17) и R1b (M343) (прочие варианты встречаются исключительно редко) являются наиболее распространёнными во всей Европе и западной Евразии. Это связано с переселениями после последнего ледникового максимума.

Предполагается, что гаплогруппа R могла зародиться где-нибудь на северо-западе Азии между 30 000 и 35 000 лет назад. Однако большинство разновидностей гаплогруппы R найдено среди населения Средней Азии, Сибири и Индийского суб-континента. Одна изолированная подгруппа, принадлежащая к R, найдена среди коренного населения северного Камеруна на западе центральной Африки; как полагают, эта подгруппа возникла как результат доисторического перемещения древнего евразийского населения обратно в Африку.

Наибольшее распространение в Восточной Европе имеет гаплогруппа R1a: среди лужичан (63 %), поляков (ок. 56 %), белорусов (52 %), украинцев (ок. 48 %), русских (47 %), татар (34 %), башкир (26 %) (у башкир и татар Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64 %), киргизов (63 %), ишкашими (68 %). Умеренное распространение в Скандинавских странах (23 % в Исландии, 18-22 % в Швеции и Норвегии), в Иране (25 %?).

У брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш данная гаплогруппа встречается с частотой 72 % и 67 % соответственно, что может указывать на сохранность генотипа, при древнем исходе с севера на юг во времена ледникового похолодания и наименьшее смешивание расы с другими народами.

Гаплогруппа R1b распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента и в Центральной Азии. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага, испанцев, басков, а также башкир на Южном Урале. В Восточной Европе и на востоке Гаплогруппа R1b встречается у армян, в Дагестане и у осетин Алагира — около 43 %. В Центральной Азии распространена у туркмен и уйгур.

Генетическая связь татарского и болгарского народовправить

За период исследований геногеографического проека и согласно проведённых анализов Y-хромосомы болгар и татар, на 2010 год тесной связи этих народов не выявлено: представители болгарской нации ближе к турецкому населению и объединяют три ветви народов. Неолитическая миграция в Европу шла несколькими волнами из Ближнего Востока через Турцию. У болгар, которые находятся прктически на прямом пути этих мигрантов, гаплогруппа G почти отсутствует. Зато большой процент гаплогрупп J2 и E. Можно предположить, что гаплогруппа G в конце мезолита-раннем неолите могла быть очень существенна в Турции и Армянском нагорье, если не преобладающей. Первые волны миграции занесли эту гаплогруппу в Центральную и частично в Восточную Европу. Более поздние волны из Ближнего Востока приносили в основном J2 и E, практически не «захватывая» на территории Турции гаплогруппу G, в результате на территории Болгарии G вытеснена и ассимилирована все новыми и новыми J2 и E.

Энергия разрушения или созидания?

Любые открытые полемики и скрытые интриги в конце концов ведут к разрушению, в них нет созидания. Если брать татарский мир и культуру начала ХХ века — это при близком рассмотрении — очень хрупкая система. И татары сами часто разрушали созданное с таким трудом, беспощадно осыпая друг друга различными оскорблениями. Полемики и сведение счетов — это был излюбленный прием татарских публицистов того времени. Для этого у каждого из них существовал целый ряд псевдонимов.

Помимо язвительных Г. Тукая, Ф. Амирхана и др., публично выясняли отношения и представители старшего поколения татар: например, кади Ризаэтдин Фахретдин и купец Ахметзян Сайдашев. Впрочем, сегодня газету «Баянель-хак», издаваемую А. Сайдашевым, оценивают как достояние татарской культуры, а в начале ХХ века презрительно обзывали рекламным листком. Неужели произошла переоценка ценностей?

В 1916 году казанская татарская пресса отмечала свой юбилей — десятилетие. Газета «Казан мухбире» уже не издавалась. В полемику вступили Ахмет-Хади Максуди и Гаяз Исхаки, их публичный спор растянулся на несколько номеров газет «Йолдыз» и «Иль». Каждый хотел взять на себя лавры первопроходца, выражения особо не подбирали.

В 1916 году казанская татарская пресса отмечала свой юбилей — десятилетие. Газета «Казан мухбире» уже не издавалась. Фото miras.info

Сегодня, спустя сто лет, уже нет разницы, кто из них сделал больше для татарской культуры. Теперь все они — выдающиеся сыны татарского народа — талантливого, интеллектуального, смелого народа, но иногда слишком энергичного, который постоянно скачет вперед по воображаемой Великой Степи, иногда совсем не разбирая, к чему ведет сила номада: к разрушению или созиданию.

Лилия Габдрафикова

Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Особенности национальной кухни татар

Татары имениты не только своим отношением к старшим, но и изысканной национальной кухней и гостеприимством. Татары всегда рады гостю в доме. Принято отдавать все самое лучшее. Интересно, что татары могут и обидится, если предложенное ими блюдо не будет съедено.

Национальная кухня – разнообразна. Она знаменита своим нестандартным сочетанием продуктов. Вкус татарского блюда трудно забыть. Чак-чак, мед, катык, ал-май, ароматный чай, щербет. К слову, здесь принято так называемое «взаимное угощение». Это значит, что гость, приходя в дом обязан что-то принести хозяевам. Не смотря на то, что у татар, как и у всех мусульман, есть ограничения в еде (Коран запрещает есть некоторых животных и принимать алкоголь) блюда здесь изысканные. По исламское этике, принятие пищи начинается с омовения и молитвы. Итак, чем же именита национальная кухня татар:

Шурпа – иными словами суп, точнее бульон, сваренный из барана, лука и картошки. Это очень жирное блюдо;

Коштеле или как звучит это по-русски «хворост»;Губадия. Пирог с мясной начинкой. Обязательно присутствует сушенный творог;

Кастыбый- это пресная лепешка с овощами;

Эчпочмак – своего рода пирожок с начинкой. Это может быть мясо или картофель с луком;

Чак-чак – визитная карточка татар. Это сладость из теста.

Семейные традиции астраханских татар

Интересные традиции астраханских татар связаны с семейным бытом. Важным событием во все времена считалось рождение ребёнка. Женщину, что должна была разрешиться от бремени через несколько дней, ставили в центр комнаты. Вокруг неё начинала кружиться старшая родственница. 

Было важно, чтобы одежда женщины, исполняющей обряд, задевала роженицу, слегка обвевая её. Согласно поверьям, такой “танец” помогал сделать роды лёгкими и безболезненными. . Поразительно, но во время родов женщинам запрещалось кричать

Первым звуком, огласившим тишину, должен был стать крик ребёнка – так добрые духи узнавали о пополнении в семействе. 

Поразительно, но во время родов женщинам запрещалось кричать. Первым звуком, огласившим тишину, должен был стать крик ребёнка – так добрые духи узнавали о пополнении в семействе. 


Когда же крик малыша оглашал весь двор, к повитухе спешил дед ребёнка. Он спрашивал, кто родился. Если мальчик – семья устраивала шумный праздник. во время которого дед преподносил подарок новорождённому – тёлку или корову, иногда лошадь. 

Если же пополнением семейства становились девочки, над отцом по-доброму посмеивались: “Не огорчайся – свадебного пирога наешься!”. Эти слова подразумевают обычай в период сватовства и свадьбы дарить сытные и вкусные пироги всей семье невесты. По традиции самый большой преподносят отцу девушки.

В семейных татарских обычаях я заметила немало житейской мудрости. К примеру, малыша до той поры, пока ему исполнится 40 дней, купает родственница, что хорошо умеет это делать. Она обучает молодую мать навыкам и правилам обращения с ребёнком. 

А через несколько дней после появления на свет астраханские татары проводят ритуал “бишек туй” (“праздник колыбели”). В назначенный день семья приглашает муллу. Он читает молитву над люлькой, после чего шёпотом на ушко младенцу произносит его имя. Чтобы у ребёнка была удачной жизнь, бабушка опускала его в детскую арбу, а потом катала по всей комнате.

Обычаи татарской свадьбы

Следующий шаг – это регистрация брака в ЗАГСе, которая юридически закрепляет союз и объявляет невесту и жениха официально мужем и женой. Далее следует ритуал, который проводится муллой в доме невесты, это традиционно мусульманский брак. При этом мулла трижды задает вопрос невесте о ее согласии вступить в этот брак, невеста должна промолчать первые два раза, а в третий раз ответить согласием. В итоге молодожены выходят к своим гостям, уже по всем канонам объявленные мужем и женой. Невероятное количеств гостей присутствует на татарской свадьбе, как в древние времена, так и сейчас. Свадьба является поводом для встречи, знакомства и общения между дальними родственниками, давними друзьями и новыми знакомыми. По древним традициям торжество проводилось во дворе или шатрах. Современные молодожены, конечно, зачастую выбирают банкетные залы. На видео можно посмотреть, насколько колоритны и интересны традиционные татарские свадьбы, на которых соблюдаются самые древние обычаи. На свадьбе присутствует тамада, который приветствует молодых торжественной речью. Гости танцуют, провожая молодоженов к столу. Игры и конкурсы на татарской свадьбе не имею места. Исключением может стать русско-татарская свадьбы, где проводят шуточные соревнования между гостями, соблюдая традиции русской свадьбы. Но такие конкурсы должны быть максимально корректными и без каверзных шуток, так как мусульмане довольно сдержанны и скромны, особенно в присутствии прекрасной половины. В процессе свадебной церемонии гости танцуют и вручают деньги родственникам жениха и невесты, впоследствии вся сумма передается новому семейству. Гости произносят тосты в честь жениха и невесты. Сами молодожены не участвуют в танцах, а присоединяются к ним ближе к полуночи. По завершении первого дня свадьбы, муж и жена уходят в дом мужчины. По традиции, невесте, впервые ступающей на порог новоиспеченного супруга, стелят под ноги шубу, угощают медом и преподносят в дар какого-либо зверька. Утром второго дня молодая жена должна угостить родственников кофе, при этом все собираются, чтобы на нее посмотреть. Девушка традиционно целует руки родственникам жениха, чтобы показать свое уважение к ним. Интересный факт – в течение сорока дней молодая жена не должна покидать дома своего мужа. Но в настоящее время многие из этих традиций не выполняются.

Народные праздники

Для татар праздники неизменно связаны с весенней радостью и духовным пробуждением, поэтому в тюркских языках для них есть интересное ёмкое слово – «бэйрем», которое переводится как «весенняя красота» или «весеннее восхищение».

Боз карау

Традиционно татарские поселения располагались у побережий рек, поскольку люди были привязаны к источникам получения воды для питания и полива. Поэтому природные процессы, происходившие на реках, получили отклик в интересных традициях и обрядах этого народа.

Самое первое весеннее празднество было приурочено к таянию льда, сковывающего водную гладь на протяжении зимы. «Боз карау» в переводе означает «смотреть на лёд». В момент, когда на реке начинался ледоход, всё местное население бросало заниматься делами и выходило на берег, чтобы своими глазами увидеть, как весна побеждает зиму.

Для того чтобы помочь весне окончательно вступить в права, парни и девушки должны были успеть разложить на проплывающих мимо льдинах солому и поджечь её. Всё сопровождалось игрой на гармони, песнями и танцами. Люди приходили на это действо в нарядных костюмах, украшали себя бусами, девушки плели косы. Всеобщее веселье продолжалось до заката солнца.

Кызыл йоморка

Это действо очень напоминает обряды других стран и религий. Женщины накануне красили куриные яйца. Для этого использовали шелуху с лука или листья берёз. Специально выпекалась сдоба: крендели и булки.

Утром дети обходили все соседние улицы и разбрасывали в домах деревянную щепу, чтобы жилище не было пустым, а наполнялось хорошим урожаем и богатством. Считалось, что в том доме, где хозяева дадут ребятам много яиц и выпечки, будет отличный урожай, поэтому никто не скупился на подарки.

Сабантуй

К этому дню готовились долго и тщательно. Он и сейчас остаётся любимым праздником татар. Массовые гуляния, интересные игры, веселье – всё это сопровождало Сабантуй. Радость народа была связана с тем, что люди приступали к посевным работам. С течением времени Сабантуй сместился к окончанию этих работ, поэтому теперь веселье связано с завершением напряжённого периода, от которого зависит не только урожай, но и благосостояние на весь следующий год. Празднуют его татары в июне.

Мужчины и женщины в этот день надевали нарядные костюмы. Традиция предписывала украшать не только себя и своих детей, но и лошадей. Им в гривы вплетали яркие ленты, дугу, в которую впрягали животное, вдевали колокольчики. Люди собирались на открытой территории (чаще всего, на лугу), и начинались общие развлечения, главным из которых была национальная борьба. У татар эти соревнования называются «курэш».

Это интересное и захватывающее мужское развлечение, в ходе которого выявляли самого ловкого и сильного. Участниками становились молодые мужчины, которые обвязывали себя кушаками. Победитель должен быть поднять соперника на поясе в воздух, а потом положить поверженного на землю. Самый сильный борец получал в награду живого барана. Сейчас в большинстве случаев этот выигрыш заменяют на денежный.

Кроме этого было ещё много интересных конкурсов и соревнований. Те, кто в них побеждали, становились завидными женихами. Проводились также конкурсы для девушек, в которых они могли проявить себя как хорошие хозяйки или рукодельницы.

Важным элементом сабантуя были кушанья, которые готовились на той же поляне. И сейчас множество туристов стремится попасть в Татарстан на Сабантуй, чтобы изведать разнообразные национальные разносолы и кушанья, которые традиционно готовил татарский народ.

Религиозные праздники


В татарском языке для религиозных праздников существует отдельный термин – «гает».  Как любые мусульмане, татары очень щепетильны в отношении своей религии, поэтому традиции, связанные с мусульманством, соблюдаются ими неукоснительно. Прививая их с самого детства, эти люди хранят их в душе на протяжении всей жизни, как стержень своего народа и культуры.

Утром во время религиозных праздников для татар обязательной является молитва, которую всё мужское население обязательно проводит у могил умерших родственников. Такая молитва направлена на то, чтобы помнить свои истоки и даровать предкам, которые очень почитаемы в мусульманстве, благую загробную жизнь.

Рамазан

Этот праздник в языке тюрков называется «ураза». Приходится он на девятый по счёту месяц в соответствии с календарём мусульман. Именно в этот месяц пророку Мухаммеду явился ангел, который передал ему откровение божье. Это откровение стало частью Корна – святой для турок книги.

На этот период выпадает пост, который должны выдержать истинные мусульмане. Это вызывает укрепление их духа и милость Аллаха. Традиция постов этого народа резко отличается от православного мира. Есть кушанья, пить напитки и предаваться удовольствиям нельзя на протяжении светового дня, от восхода Солнца до заката. В это время необходимо искренне молиться, продолжая работать, и думать о самодисциплине. В современном Татарстане многие именно в это время предпочитают заниматься благотворительностью.

Курбан-байрам

Этот день посвящён праздничному жертвоприношению по поводу окончания хаджа – паломничества в Мекку. Праздник приурочен к десятому дню двенадцатого лунного месяца.

В святом писании сказано, что во сне пророку Ибрахиму было передано повеление Аллаха о том, чтобы принести в жертву жизнь любимого первенца. Несмотря на сильную любовь к отпрыску Ибрахим повёл себя как настоящий мусульманин, и начал приготовления к жертвоприношению. Однако в последнюю минуту Аллах остановил татарина. Такое задание было проверкой на силу веры для Ибрахима, и он с честью выдержал эту проверку, поэтому жертву разрешено было заменить на ягнёнка

Курбан-байрам служит напоминанием для верующих о милосердии Аллаха, его великой милости и важном значении нерушимой веры

Традицией этого дня является жертвенное закалывание барана. Раньше жертвенным животным часто становились быки или верблюды, но на протяжении последнего столетия от такого обычая отошли.

Смысл Курбан-байрама не в том, чтобы заколоть животное, приготовить и съесть в своей семье. Традиционно тушу нужно разделить на три равные части. Одну можно оставить для себя и своей семьи, вторую подарить тем, кто живёт более бедно, а третью раздать тем, кто просит милостыню. Это наполняет душу верующих благодатью и добром.

Жизнь

Сибирские татары в основном занимаются скотоводством. С давних времен они выращивали лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растили верблюдов. Овец разводили много, что позволяло получать большое количество шерсти для собственных нужд и продажи. Рыболовство и охота развиты, как и сенозаготовка. Из рыбы в основном добывают карася, а на охоте отстреливают лосей и косуль. Сибирские татары вручную шили тулупы и делали обувь из шерсти домашнего скота. Из пуха и перьев делали подушки и перины. Всегда ценился козий пух, который служил основой для изготовления шалей. Люди занимаются обработкой льна, из которого шьют сети, предназначенные для ловли рыбы. Из ивы делаются лодки, сани, лыжи, разные виды посуды.

Праздники

Народные и религиозные праздники занимают особое место в жизни татар. Некоторые из них пришли из ислама, другие связаны с языческим прошлым татарского народа.

Боз карау

Праздник Боз карау связан с весенним таянием льдов. Столетия назад жители деревень выходили к речным берегам и встречали ледоход, а с ним и весну. На плывущие льдины бросали горящие ветки и солому, чтобы поскорее растопить лёд и приблизить теплые дни. Устраивались массовые гуляния с песнями и танцами. Взрослые и дети, мужчины и женщины вместе радовались окончанию зимы. Сегодня Боз карау отмечают лишь в отдельных сёлах.

Сабантуй

Весенний праздник своими корнями уходит в языческие времена, однако прочно вошёл в современные обычаи татар. В древности Сабантуй знаменовал конец посевных работ. В 21 веке Сабантуй остаётся одним из главных семейных праздников, на который собираются родственники из разных городов и деревень. Проводятся народные гуляния, скачки на лошадях и соревнования на силу и ловкость.

Карга боткасы

Доисламский весенний праздник по-прежнему отмечают в некоторых деревнях Татарстана. В переводе с татарского «карга» означает «грач». Считается, что весна по-настоящему начинается с прилетом грачей. В этот день готовят кашу по особому рецепту. Деревенские ребята ходят по домам и собирают продукты, необходимые для праздничного блюда. Тем, кто щедро жертвует, желают благополучия и обильного урожая, скупым сулят беды.

Готовую «грачиную кашу» раздают всем местным жителям, часть откладывают для птиц. Дети также играют вареными яйцами, катая их по земле. Яйцо издревле символизирует начало новой жизни.

Ураза-байрам

Один из главных праздников суннитов, с которым связано немало традиций. Ураза-байрам завершает долгий и сложный пост Рамадан, в течение которого верующие принимают пищу только после заката солнца. В этот день татары развлекаются, собирают за одним столом родных и друзей и весело празднуют.

Куран-байрам

Через 70 дней после Ураза-байрама татары, как и другие мусульманские народы, празднуют Куран-байрам. Мужчины с утра совершают омовение, облачаются в чистые одежды и направляются в мечеть на праздничную молитву. В этот день совершается ритуальное жертвоприношение, для которого выбирают самых лучших баранов или другой скот. Животное режут, а его мясо готовят для праздничного стола. Часть еды отдают бедным.

Внешность

Одежда


Костюм казанских татар имеет туникообразный покрой. Мужчины и женщины носят шаровары, которые внешне похожи, но рубашки отличаются существенно: украшения женской рубахи выполняются с помощью мелких оборок. Эффект создает аппликация на груди, а у мужчин рубаха имеет более строгий вид. Поверх рубахи носили камзолы, причем у женщин они были без рукавов. Материалом для шитья выбирали бархат, украшая борта тесьмой и мехом. Оттенки использовали яркие.В качестве украшений использовали металлические пояса, воротниковые застежки, ажурные пуговицы. Татары очень любили монеты «екатерининские» и «елизаветинские» — они тоже красовались на нарядных одеждах. Мужчины носят полусферическую или подобную конусу тюбетейку. Материал, из которого она вышивается, декорируется вышивкой. Женские головные уборы иногда украшают жемчугом, монетами, гладью. Основным женским головным убором служит калфак с покрывалом, закрывающим лицо женщины. Для украшения кос до сих пор используют кисти с чулпами. Применение таких приспособлений нужно для ускорения роста волос — по крайней мере, так считают сами татарки. Настоящий шик татарской моды — сапоги ичиги, сделанные из цветного сафьяна. Их делали исключительно из кожи, украшая растительным орнаментом. Казанские татары прославились нанесением мозаичных узоров. На украшения татары никогда не скупились, особенно если речь шла о женщине. Общий вес украшений мог достигать 6 кг. В ход идут серебро, яшма, коралл, янтарь, бирюза. Такая страсть обуславливается не только стремлением к красоте, но и желанием защититься от злых сил. Например, бирюза оберегает от сглаза, а браслеты из серебра помогают защитить любовь. Без преувеличения, казанских татар можно считать мастерами на все руки. Они добились значительных высот в ремеслах, кулинарии, создали неповторимую культуру. Неудивительно, что именно их творчеством восхищались во всей Российской империи и за ее пределами. До сих пор изделия прославленных ремесленников можно видеть в музеях Казани, что служит наглядным свидетельством непревзойденного мастерства.

Венчание по-татарски и другие обычаи

У каждого народа в мире есть свой особый порядок проведения бракосочетания. И практически везде встречается такой обряд, как сватовство.

Сватовство

Начинается все с предложения жениха и смотрин невесты. Если обе стороны согласны, то перед тем, как провести выкуп невесты, татарские обычаи подразумевают назначение размера калыма, который выплачивается или в день свадьбы или раньше. Это могут быть не только деньги, но и посуда, золотые украшения, постельное белье, шубы. После того, как калым назначен, должна пройти помолвка. Ее проводят в день переговоров, если молодожены хорошо знакомы.

Как проходит венчание у татар

Венчание у татар – обряд под названием Никах. Проводит его мулла – мусульманский священник – в мечети или дома у невесты. При этом, кроме молодых, присутствуют только свидетели и отец жениха. После Никаха проводят обряд освещения брачного ложа. Каждый гость касается кровати и кладет монетки в подготовленное блюдце.

Свадебный праздник – Туй

После того, как все традиции официальной части татарской свадьбы соблюдены, начинается пир на весь мир, на который приглашают большое количество гостей. Торжество проходит четыре дня в доме новобрачной, затем она переезжает к своему мужу. Процесс переезда имеет особое значение. Для того чтобы между невесткой и родителями жениха были хорошие отношения, по приезду ей под ноги кладут шубу или подушку, а также угощают хлебом и медом. Остальные родственники предлагают окунуть руки девушки в муку, для достатка, затем дарят живность. Гулянье продолжается. Праздничное застолье не обходится без запеченного гуся. Этим же блюдом балуют гостей и на старорусской свадьбе. Также подают гульбадию – традиционный закрытый пирог с начинкой, который гости выкупают. В конце вечера по татарским традициям и обычаям выносят чак-чак – национальный свадебный торт.

Но все это было раньше, теперь же организация татарских свадеб, а также их проведение, может выглядеть иначе. Родители жениха не ходят на смотрины, а просто знакомятся с родителями невесты. Молодые сами организовывают помолвку и выбирают дату бракосочетания. Родители обсуждают финансовые вопросы: кто и за что платит. Проводят торжество чаще всего в ресторане. А вот что осталось неизменным – это Никах – его нельзя исключить из сценария татарской свадьбы. Кстати, по своим обрядам свадьба татар очень схожа со свадьбой казахов, об этом читайте на нашем сайте.

Традиции

Традиции казанских татар восходят к нормам шариата. Особое место в них занимает семейный уклад. Брак в исламе — священная обязанность. Традиционно родители невесты или жениха в дела супругов не вмешиваются. Главным в семье всегда остается старший мужчина. Однако некоторое время молодожены обязаны жить у родителей мужа — ослушаться этого правила всегда было постыдно.

  • Раньше семьи казанских татар были многодетны, но сейчас число детей, как правило, не превышает 2–3. Детей старались никогда не баловать, они должны были чтить авторитет отца, почитать своих бабушку и дедушку;
  • В домах казанских татар до сих пор можно найти шамаиль — вставленный в рамку листок с текстом Корана, адресующий добрые пожелания семье;
  • Казанские татары гостеприимны и соблюдают обычай гостеприимства, который велит угощать не только чак-чаком и чаем, но и хлебом с солью. Эту традицию ввел Петр I, отпраздновавший 50 лет в имении казанского купца Ивана Михляева.

Традиции

Традиции сибирских татар сильно изменились ввиду влияния ислама. Однако некоторые празднества до сих пор отмечают.

Например, восточный Новый год Амаль, пришедший от тюрков, до сих пор празднуют во время весеннего равноденствия. Частично он связан с исламом, однако напрямую к нему не относится. Во время праздника люди едят всем коллективом, дарят подарки и играют в игры. Праздник Карга бутка уже не отмечается, хотя ранее считался священным. Он был связан с воронами и грачами, которые считались священными птицами. По прилете грачей люди собирали крупу и начинали варить каши, которые потом ели всем аулом. Если лето выдается засушливым, сибирские татары прибегают к молитве о ниспослании дождя. Этот обряд схож со многими, связанными с молитвами о ниспослании урожая. Среди традиций сибирских татар сохранилось почитание суфийских шейхов. Считается, что именно они принесли народу ислам. Шейхов хоронят в особых могилах, которые называют «астана». За каждой такой могилой закрепляют хранителя, чтобы он стерег ее и следил за надлежащим состоянием. Проезжающий мимо астаны обязан останавливаться и читать молитвы, затем передать награду. Наградой делятся не только с умершими, но и родственниками шейха. Очень важную роль для татар играл тугум, представляющий собой общину с несколькими семьями, что являло собой подобие клана, ведь для формирования тугума должен быть один предок

Тугум регулировал хозяйственно-бытовые отношения, контролировал соблюдение ритуалов, занимал важное положение в религиозной жизни. Также ранее существовали общины-волости, общины-селения, занимающиеся соответствующими делами в отношении пользования хозяйством и фискальной политикой

Этнос сибирских татар требует пристального изучения. Пока что ученым точно неизвестна детальная история происхождения. Поэтому информации на этот счет остается мало. Однако мы точно знаем, что у сибирских татар есть признаки сформировавшегося народа, в том числе литература, язык, особый быт и приверженность традициям.


С этим читают