Табасараны: сплав культур и почитание древних традиций

Происхождение и история


Кавказская Албания (зеленым) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.

На территории современного северо-восточного Азербайджана и южного Дагестана со II—I в. до н. э. и до IV века существовало античное государство Кавказская Албания. Это государство представляло собой племенной союз 26-ти разноязычных племен и народностей, среди которых были и предки табасаран — таваспары. Первые письменные свидетельства о народе «таваспары» относятся к V в. и принадлежат перу армянских историков Егише (гл. 6) и Фавстоса Бузанда (кн. III, гл. 7). О таваспарах упоминает также «Армянская география» VII века.

Табасаранское майсумство (княжество)

Основная статья: Табасаранское майсумство

В результате Арабского вторжения в Дагестан, территория Табасарана стала частью Арабского халифата, а после его распада, частью Ширвана. В 917 году Табасараном стал править Мухаммад Майсум из арабской династии Мазьядидов. После этого правители Табасарана стали называться «майсумами». Главным врагом Майсумства был Дербентский эмират. В 944—956 г.г. там смог утвердиться брат Мухаммада Ахмад. В 948 году Мухаммад становится Ширваншахом и передает управление Табасараном в руки своего сына Хайсаму. Его сменил брат Ахмад, после которого управление Табасараном унаследовал его сын Хайсам II (981—1025). К началу XII века Табасаранское майсумство распадается на 24 удела. Во главе каждого уезда стоял местный «сарханг» (военачальник). Во второй половине XV века в завещании Андуник-нуцала Булач-нуцалу говорится о том, что у табасарана было 70 тысяч войнов.

Табасаранское кадийство

В Южном Дагестане Табасаранское майсумство оставалось крупным феодальным владением. В 1570-х г.г. вспыхивает междоусобица между представителями династии Майсумства: погибла значительная их часть, а уцелевшие, оставив Хучни, перенесли свою резиденцию в Джараг, где они стали более уязвимыми для удара с плоскости и из Дербента. В Хучни же к власти пришли Кадии Табасарана. В конце XVI века Табасаран переживает время боевых действий между Турцией и Ираном. К началу XVII века, на территории Кадиев Табасарана, здешние общинные союзы не признавали их власть.

Кайтаго-Табасаранский округ

В 1860 году вместо прежних владений были организованы округа. Кайтаго-Табасаранский округ был образован из территории Кайтагского уцмийства и Табасарана.

Округ делился на наибства, которые в 1899 году были преобразованы в участки. Участки подразделялись на общества.

В 1895 году в уезде было 4 наибства: Каракайтагское (центр — с. Джибагни), Нижне-Кайтагское (центр — с. Каякент), Северо-Табасаранское (центр — с. Ерси), Уркарахское (центр — с. Уркарах).

К 1926 году округ делился на 3 участка: Верхне-Табасаранский (центр — с. Хучни), Дахадаевский (центр — с. Маджалис), Сафаровский (центр — с. Джалал-Кент).

Этимология

Этноним табасаран первоначально обозначал всех жителей Кайтаго-Табасаранского округа и части Кюринского округа (включая дербентских азербайджанцев, татов, часть лезгин), затем он стал названием только табасаран как самого многочисленного народа этого района. Долгое время этот этноним употреблялся табасаранами в общении со своими иноязычными соседями. Ещё в 1930-е годы, по данным А. Н. Генко, «табасаранский язык почти никогда местными жителями в бытовом обиходе табасаранским не назывался», а «термин „табасаран“ (варианты произношения — таппасаран, таппарасан) ограничен сферой административного и книжно-литературного употребления». Часто табасаранский язык местным населением именуется «ихь чlал», что переводится как «наша речь».

Известно также название къабгъан(ар), о котором Генко писал:

Выдающийся кавказовед XIX века барон П. К. Услар утверждал, что название табасаран имеет не кавказское, а, вероятнее всего, иранское происхождение. В литературе упоминается о прежнем племенном делении табасаранов на «гум-гум» и «капган».

Наименование табасаран в соседних языках:

  • по-аварски — табасаранал,
  • по-агульски — уханар, табасараншуй,
  • по-азербайджански — табасаранлар,
  • по-кайтагски (даргински) — шилан,
  • по-кумыкски — табасаранлы,
  • по-лакски — табасарантал,
  • по-рутульски — табасарандашура,
  • по-цахурски — тавассаранна,
  • по-чеченски — тапсарой,
  • по-ингушски — табасаро.

Жизнь


Основу жизни табасаран составляла семья, исторически представлявшая большую неразделенную патриархальную общность. Вместе жили и вели общее хозяйство 4-10 семей, включавших три и более поколений, численность доходила до 30-60 человек. По признаку родственных связей большие семьи объединялись в тухумы, где родство велось по материнской и отцовской линиям. Обычно тухумы жили обособленно, встречались крупные межродовые поселения, где роды селились поквартально. За тухумами закреплялись пастбища, сенокосы, пахотные участки, зоны охоты, рыбного промысла. Повсеместно распространен обычай взаимопомощи: вместе строили дома, стригли овец, собирали урожай, заготавливали лес, выделывали ткани, войлок, ковры, обрабатывали шерсть.

Несмотря на неоспоримый патриархальный уклад и главенствующую роль мужа, в семье и обществе почитали, уважали женщин, физическое насилие не применялось. Достоинствами жены считались скромность, трудолюбие, красота, но главное — способность иметь здоровых детей. Значительная часть элементов свадебной обрядности связана с деторождением: осыпание ячменем и орехами, включение в свадебный поезд мальчика и многодетной родственницы, пожелание родить одну дочь и 7 сыновей. Наивысшей милостью Бога считалось рождение первенца-сына: готовиться к этому начинали задолго до свадьбы. Например, младенцу перед первой стрижкой ногтей руку опускали в муку: верили, что, когда этот малыш вырастет, его первый ребенок будет мужского пола

Особое внимание уделяли беременным. Женщинам запрещалось выходить из дома в темноте, вязать, переходить реку, посещать кладбище: нарушение запретов позволит злым духам навредить матери и плоду

Особо опасались духа ал, овладевающего внутренностями роженицы. В случае тяжелых, долгих родов жители селения на ковре обносили женщину по всем источникам, защищая от злого воздействия. В первые 40 дней жизни младенцу мазали лицо золой, не оставляли одного, не подшивали края рубашки. Существовал обычай называть ребенка чужим именем, не шить собственную одежду: считалось, так злые духи не узнают о существовании малыша.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Традиции

Традиционно браки табасараны заключали по сватовству. Цикл обрядов с момента выбора невесты до принятия ее в семью длился несколько месяцев. В роли сватов выступали родители жениха, приходившие в дом невесты на смотрины. В случае согласия семьи девушки, назначали день свадьбы, размер калыма. Оставшееся до празднества время родители будущих супругов тесно общались, готовя приданое и калым, а вот молодые друг друга избегали.


Любимый обряд молодежи — девичник, на который собирались не только девушки, но и дружка, и другие молодые люди. Часто его называли «ломанием орехов»: приглашенные девушки приносили орехи для приготовления свадебной халвы. Весь вечер они общались, пели песни, готовили халву, а в конце вечера проводили обряд «тушения светильника», длившийся 1-2 часа. В это время юноши могли объясниться в любви понравившимся девушкам, остаться наедине, что в другое время не позволялось. Накануне свадьбе проводили обряд бракосочетания, на котором молодые не присутствовали. На следующий день за невестой приезжали друзья и родственники жениха — 20 мужчин и 20 женщин, с шутками и песнями выкупавшие невесту. Например, из трубы дома на длинном шесте выставляли яблоко: сваты должны были попасть в него из оружия. К дому жениха невесту сопровождала замужняя многодетная женщина и маленький мальчик: считалось, что женщина передает ей свое плодородие, а мальчик символизировал будущего сына-первенца. В доме мужа устраивали свадебный пир, переодевали новоиспеченную жену в новые одежды, символизировавшие принятие статуса замужней женщины. Заканчивались обряды взаимными одариваниями, осмотром приданого, танцами, угощением гостей.

Культура и традиции

Общественная жизнь табасаранов регулировалась феодально-патриархальными институтами. Семейные обряды во многом близки обрядам других народов Дагестана. Широко распространены обычаи гостеприимства и уважения старших. Свадьбе предшествовали сватовство и сговор (существовал и обычай обручения малолетних), в ней принимали участие родственники и односельчане, сопровождалась танцами, песнями и скачками.

Основные занятия — земледелие (в некоторых местах и садоводство) и скотоводство. Важная традиционная отрасль хозяйства — производство ковров, развита также резьба по дереву и камню.

Некогда у табасаран были развиты ковроткачество, обработка дерева, гончарство, узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, изготовление узорчатых носков. Ныне из ремесел сохраняются производство ковров и ковровых изделий, деревянной утвари.

История

Предками табасаран считается древнее племя таваспаров, в античности входившее в состав могущественной Кавказской Албании — союза 26 народностей. Объединение существовало восемь столетий, вплоть до IV века нашей эры. Три столетия спустя начинается Арабское вторжение на Кавказ, в том числе в Дагестан. Результатом стало присоединение территорий расселения табасаран к Арабскому халифату. Позже регион вошел в состав средневекового государства Ширваншахов. В 917 г. к власти приходит Мухаммад Майсум, представитель арабской династии влиятельных Мазьядидов. По его имени государство стало называться Табасаранским майсумством: образование просуществовало до распада на 24 феодальных удела в XII столетии. В последующие периоды развития Табасаранское майсумство то объединялось для борьбы с общим врагом, то приходило в упадок, то расцветало. XVII век отмечен крупными междоусобными воинами, истощившими силы объединения. Это привело к снижению влияния табасаранских феодалов и присоединению Табасарана в 1813 г. к России.

Где живут, численность

Табасараны исторически занимали обширные территории Большого Кавказского хребта, его юго-восточные склоны. В отличие от многих коренных народов Кавказа, данные каждой новой переписи показывают увеличение численности представителей народности:

  • 1970 г. — 55 200 чел.
  • 2002 г. — 131 785 чел.
  • 2010 г. — 147 000 чел.

118 847 человек проживает в Дагестане. Наибольшее число табасаран числится в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах. Число представителей народности в других регионах России, согласно переписи 2010 г.:

  • Ставропольский край — 6 951 чел.
  • Ростовская обл. — 2 481 чел.
  • Чечня — 1 656 чел.
  • Краснодарский карай — 1 651 чел.
  • Саратовская обл. — 1234 чел.
  • Астраханская обл. — 1082 чел.

Примечания

  1. . Дата обращения 17 декабря 2011.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2009.
  3. ↑ . Дата обращения 17 декабря 2011.
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. . belstat.gov.by. Дата обращения 16 октября 2011.
  10. .
  11. .
  12. , с. 38.
  13. .
  14. Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
  15. Юнусбаев Б. Б. Популяционно-генетическое исследование народов Дагестана по данным о полиморфизме Y-хромосомы и Alu-инсерций. — г. Уфа, 2006. — 107 с.
  16. ↑ Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. VII. Табасаранский язык. Тбилиси, 1979. — 1072 с.
  17. Генко А. Н. Табасаранско-русский словарь. М.: Academia, 2005 (подготовлен в 1930-х гг.). Сс. 206—207.
  18. Генко А. Н. Табасаранско-русский словарь. М.: Academia, 2005 (подготовлен в 1930-х гг.). Сс. 206—207.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2015.
  20. Дагестан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  21. Кайтаго-Табасаранский округ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  22. Кюринский округ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  23. . БСЭ.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2015.
  25. Ханмагомедов Б.-Г. К. Табасаранский язык // Языки мира: Кавказские языки. — М., 1999. «Табасаранский язык относится к лезгинской группе дагестанских языков».
  26. Магометов А. А. Табасаранский язык (Исследования и тексты). — Тбилиси, 1965. 398 с.: «Табасаранский язык относится к лезгинской группе дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Из лезгинских языков к табасаранскому наиболее близок агульский язык.» (Стр. 1)
  27. . Краткая литературная энциклопедия.
  28. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Кавказский этнографический сборник. — Изд-во Академии наук СССР, 1989. — Т. 9. — С. 113—114.
  29. Кавказские языки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  30. Языки Российской Федерации и соседних государств. — М.: Наука, 2005. — Т. 3. — С. 48. — 606 с. — ISBN 5-02-011237-2.
  31. . Газета Дагестанская Правда.
  32. Р. М. Магомедов. Происхождение названия Лезгистан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
  33. Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 120.
  34. , с. 78—79.
  35. Хапизов Ш.М. очерки этнической истории населения Терско-Сулакского междуречья.
  36. , с. 155.
  37. , с. 161—162.
  38. , с. 172.
  39. . dlib.rsl.ru. Дата обращения 24 августа 2017.
  40. ↑ .
  41. Филип Шенк. Друзья табасаранцев — друзья Дагестана. — Москва: Новости, 2007. — С. 107. — 192 с. — ISBN 978-5-88149-293-9.
  42. Филип Шенк. Друзья табасаранцев — друзья Дагестана. — Москва: Новости, 2007. — С. 111. — 192 с. — ISBN 978-5-88149-293-9.
  43.  (англ.) (недоступная ссылка). nccsweb.urban.org. Дата обращения 29 августа 2017.

Одежда


Традиционный табасаранский костюм соответствовал общедагестанскому стилю. Мужчины носили свободные штаны, рубаху с высоким воротом, бешмет, черкеску, папаху. В холода и в пути грелись буркой, поверх папахи надевали капор. Обязательный элемент мужского наряда — пояс для холодного оружия, ношение которого считалось делом чести. Девушки носили длинные туникообразные рубахи с округлым вырезом, под них надевали шаровары. Дополняли костюм распашным платьем с длинными рукавами, украшенным вышивкой по подолу, рукавам, груди. Голову обязательно покрывали специальным плотным чепцом — «чухтой». Замужние полностью прятали полосы под тканью, девушкам разрешалось оставлять косы на виду. Женщины богато украшали наряды декором, ювелирными украшениями. Традиционный элемент костюма — кожаный, серебряный, тканевый пояс, дополненный вышивкой, кистями, цепочками, монетами. В праздничные дни наряд включал нагрудник и передник, обильно декорированные монетами. Завершали образ массивные серьги, перстни, браслеты, налобные украшения.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Культура

На весь мир славятся табасаранские ковры, выступающие визитной карточкой Дербента. Считается, что по качеству и искусству нанесения орнамента изделия не уступают персидским. Промысел зародился в регионе полторы тысячи лет назад, завоевав за это время всемирную славу. Ковры табасаранских мастериц хранятся в коллекциях музеев Нью-Йорка, Милана, Парижа, Токио, Лейпцига, Монреаля. Для изготовления ворсовых ковров используют овечью шерсть, окрашенную природными ингредиентами: корой ореха, полынью, барбарисом, луковой шелухой, зверобоем, душицей. На создание одного изделия уходило до года, служило оно 300 лет. Качество ковра проверяли оригинальным способом: пускали по нему табун лошадей, вымачивали, оставляли на ярком солнце. Если после испытаний изделие сохраняло прежние характеристики, его пускали на продажу, считая настоящим табасаранским.

Традиционная одежда

Табасаранец

Традиционный мужской костюм общедагестанского типа — нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь — низкая кожаная — дирих с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды являлись нож с металлическими пряжками, подвесками, кинжал и газыри.

Как и у других народов Северного Кавказа, она изготавливалась в основном из местных материалов: шапки и шубы — из овчины, обувь — из кожи скота, шляпы, бурки — из войлока, башлыки, черкески, штаны и бешметы — из домотканого сукна.

Бешмет — повседневная и выходная одежда — представлял собой длинный кафтан, охватывающий фигуру и застёгивающийся до пояса. Бурка — колоколообразная войлочная накидка — защищала горца и его лошадь от дождя, снега и жары, служила подстилкой и одеялом. Папаха — шапка из овчины. Башлык являлся дорожным головным убором, который надевался поверх папахи.

Традиционный женский костюм — туникообразное платье, шаровары, головной убор — чухта и платки, пояс целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди; нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение — передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты. Обувь — кожаные чувяки и шерстяные носки-джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вытеснен современной одеждой.

Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Под рубаху надевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Поверх рубахи надевали платье. Женское платье было по образу и покрою с мужской черкеской. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Литература

  • Алимова Б. М. Табасаранцы XIX — нач. XX вв. — Махачкала, 1992.
  • Алимова Б. М., Сефербеков Р. М. Табасаранцы // Народы Дагестана. — М., 2002.
  • Гасанов М. Р. Из истории Табасарана XVIII—XIX вв. — Махачкала, 1978.
  • Исаев И. Р. История Табасарана. Табасаран с древнейших времен до наших дней.
  • Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов / ДФ АН СССР, ИИЯЛ им. Г. Цадасы. — Махачкала, 1967. — 370 с.
  • Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002.
  • Очерки истории Табасарана. — Махачкала, 1994.
  • Сефербеков Р. И. Аграрные культы табасаранцев. — Махачкала, 1995.
  • Табасараны // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Хан-Магомедов С. Дербент. Горная Стена. Аулы Табасарана. — М., Искусство, 1979. (Архитектурно-художественные памятники городов СССР).

Название

Долгое время табасаранами называли жителей Кюринского и Кайтаго-Табасаранского округов Дагестана, где также жили таты, азербайджанцы, отдельные ветви лезгин. Ряд исследователей придерживается версии иранского происхождения этнонима «табасаран». В Средние века на южном побережье Каспийского моря, на территории современного Ирана, находилось государство Табаристан. Слово «табар» в переводе с фарси означает «топор»: основное орудие местного населения в обозначенный период.Самоназвание «табасаранар» упоминалось обычно лишь в разговорах с соседними народами, официальных документах. Между собой представители народности употребляли этнонимы «капган», «гум-гум»: в прежние времена племя разделялось на две отдельные ветви. Говоря о языке, табасараны использовали термины «къабгъан» — кабганский язык, «ихь чlал» — наша речь. Кабганами народ часто называли в лезгинской среде, даргинцы именовали их шиланами. Соседские народности использовали производные слова «табасалар»:

  • табасаранал — аварский яз.
  • табасараншуй — агульский яз.
  • табасаранлар — азербайджанский яз.
  • табасаранлы — кумыкский яз.
  • тапсарой — чеченский яз.
  • табасаро — ингушский яз. и др.

С этим читают