Традиции и обычаи на русской свадьбе

Как Сатана и Бог болезни выпускали


Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Свадебные обычаи и традиции современного русского народа

Со времен XV века, а именно тогда на Руси зародились свадебные обряды и традиции, русский народ пережил множество перемен государственного и общественного характера. И это изменило отношение к брачной церемонии и ее саму. Был создан новый институт брака. Но что-то все-таки дошло и до нашего поколения.

  1. Знакомство с родителями – один из самых волнительных моментов в жизни пары. Такой народный старинный русский свадебный обряд, как сватовство, уже не актуален, т.к. молодые люди стали самостоятельно знакомиться и выбирать себе спутника жизни.
  2. Предложение и помолвка. Парень предлагает свою руку и сердце возлюбленной, преподнося при этом кольцо. Если она принимает это кольцо, значит, согласна выйти за него замуж. Иногда это действие происходит дома у девушки в присутствии ее родителей. После чего пара считается помолвленной. Родители дают им свое благословение.
  3. Обсуждение бюджета. Родители с обеих сторон собираются и выясняют, кто оплачивает какие статьи расходов.
  4. Мальчишник и девичник отмечают хотя бы за неделю до бракосочетания. Ведь если делать это за день, как раньше, можно и на собственную женитьбу проспать.
  5. И вот настал день бракосочетания. Кортеж жениха мчится за невестой, где его ждет русский выкуп невесты. В отличие от древнерусской свадьбы, в наши дни выкуп имеет чисто символическое и даже шуточное значение. Молодой со свидетелем и друзьями выполняют несложные задания, заготовленные свидетельницей. Если какое-то задание не удается преодолеть, то они платят штраф – деньги, спиртное или конфеты.
  6. Когда возлюбленные встретились, родители девушки благословляют их. Этот обычай, как и много лет назад, осуществляют с помощью двух икон: Божьей Матери Казанской и Христа Спасителя.
  7. Регистрацию брака проводят в ЗАГСе. После чего молодые могут венчаться в церкви, что без официальной росписи невозможно.
  8. Традиции и обычаи современной русской свадьбы в полной мере раскрываются за праздничным застольем, которое обычно проходит вне дома новобрачных: в ресторане или кафе. Ведущий или тамада имеет четкий план мероприятия и следит за тем, чтобы все шло по расписанию. У него заготовлено много конкурсов, шуток и развлечений. Среди них испытания для свидетелей, конкурсы для молодых, похищение и снова выкуп невесты.

С течением времени торжество бракосочетания сильно изменилось, однако все обряды, которые включены, берут корни именно из Древней Руси. И если вам приглянулись традиции того времени, портал Свадебка.ws предлагает провести вам свадьбу в русском стиле.

  • 21245 просмотров
  • 19 фото

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье


Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.

Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека

Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной

Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Отмечаются и религиозные, и светские праздники.

Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.


Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне , Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Валериана лекарственная, Valeriana officinalis L.

Валериана — одно из древнейших лекарственных растений, о её целебных свойствах сообщали ещё врачи Древней Греции и Рима. Её название произошло в средние века от латинского глагола «валери», означающего «быть здоровым». Отмечено многостороннее действие препарата валерианы на человека. Она понижает возбудимость, уменьшает спазмы гладкой мускулатуры, регулирует деятельность сердца, улучшает коронарное кровообращение, угнетающе действует на центральную нервную систему. Её препараты усиливают желчеотделение, секрецию желудочно-кишечного тракта.

Из корней валерианы, заготавливаемых осенью, приготавливают различные лекарственные формы: например, камфорно-валериановые капли. Они являются составной частью препаратов валокордин, валидол, кардиовален. В домашних условиях можно приготовить отвар корней валерианы. Для этого 2 чайных ложки измельченного корня заливают стаканом холодной воды, кипятят 5 мин, процеживают через марлю, принимают по 1-2 ст. ложки.

Русские традиции чаепития

(Крестьянское чаепитие: Стожаров «У самовара»)

После того как чай стал частью жизни русского человека, процесс чаепития занял важное место в общественной жизни. На протяжении уже более 300 лет без него не проходит ни один семейный праздник, дружеская встреча или посиделки, за чаем делятся мнениями, спорят, обсуждают деловые вопросы и просто хорошо проводят время в кругу друзей и родных

За долгое время появления чая на Руси и его широкого распространения от Москвы до Сибири установились определенные чайные традиции с уникальными особенностями, тонкостями и нюансами.

(Дворянское чаепитие: Коровин «За чайным столом»)

Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывался скатертью, в его середину ставился самовар, который был пузат, горяч и блестящ, его регулярно чистили и заботились о его «здоровье», он считался символом уюта и домашнего тепла, настоящим «хозяином» дома. Кроме самовара на столе стоял заварник для чая, который обычно был укутан грелкой, называемой «баба на чайнике», она могла быть исполнена в форме колоритной русской красавицы, сказочного персонажа или матрешки.

(Московская интеллигенция: Маковский «Утренний чай»)

Выставлялся на стол фаянсовый или фарфоровый сервиз, каждому участнику чаепития было предназначена чашка с блюдцем. Раньше в трактирах подвали чай в стеклянных стаканах с подстаканниками (чтобы пальцы не обжечь), отсюда еще одна традиция, которая считается исконно русской, пить чай из стаканов.

Также обязательным было богатое убранство стола, к чаю подавались различные сладости, выпечка, варенья, куски сахара и другие вкусности, предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывало обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота».


(Чаепитие от души: Кустодиев «Извозчики»)

Чаепитие было долгим, продолжительным мероприятием, во время которого выпивалось шесть-семь чашек чая, при этом за русским чайным столом не полагалось хранить стойкое молчание, как это принято у китайцев и японцев, или вести чопорные аристократические беседы как в Англии. Главным атрибутом русской чайной церемонии во все времена было наличие теплой и душевной атмосферы, долгие, неспешные разговоры «по душам», принято было считать, что чай способен согреть не только тело человека, но и его душу.

(Чаепитие в СССР: Баюскин «За обедом»)

Часть II. НАРОДНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Колдуны и чернокнижники

  • Колдуны и чернокнижники
  • Договор с демоном
  • Легенды о колдунах в России
  • Смерть колдуна
  • Хождение тени колдуна
  • Передача колдовства внучку (легенда)
  • Народное понятие о порче

Преследование и казнь колдунов

  • Преследование колдунов инквизицией
  • Преследование колдунов в России
  • Похитительницы росы
  • Наговорщица на хмель
  • Московские ворожейки. Косный развод
  • Порча на след
  • Обвинение боярина Матвеева в чародействе
  • Прекращение преследования путем инквизиции

Ведьмы и шабаши их

  • Ведьмы и шабаши их
  • Западные ведьмы
  • Двойное зрение
  • Шведский процесс над ведьмами
  • Русские ведьмы и мары
  • Защита против ведьм и колдунов
  • Оборачивание ведьм в животных
  • Отчего нет сорок в Москве
  • Ведьмино селение
  • Песни ведьм

Домовые

Домовые

Водяные

Водяные

Леший

Леший

Кикимвры, кикиморы, шишиморы, шишиги

Кикимвры, кикиморы, шишиморы, шишиги

Проклятые дети

Проклятые дети

Оборотни, варкулаки, вовкулаки

Оборотни, варкулаки, вовкулаки

Баба-яга

Баба-яга

Шаманизм

  • Шаманизм
  • Примирение ребенка с бесами
  • Разгадывание камчадалами снов
  • Шаманы у тунгусов

Приметы и симпатии

  • Приметы и симпатии
  • Хозяйственные приметы
  • Народные приметы

Заклинания, заговоры, обереги, заклинательные молитвы, подходы, приговоры и пр.

  • Заклинания, заговоры, обереги, заклинательные молитвы, подходы, приговоры и пр.
  • Заговоры от истечения крови
  • Заговоры о тоске
  • Заговоры воинские
  • Заговоры любовные
  • Остудные, противолюбовные заговоры
  • Заговоры для призывания или отогнания нечистой силы
  • Охотницкие заговоры и молитвы
  • Заговоры и обереги от пьянства
  • Заговоры от порчи и от колдунов
  • Наговоры на рыбную ловлю
  • Заговоры от лихорадок
  • Заговоры против зубной боли
  • Заговоры от болезней глаз
  • Заговоры против мужского бессилия
  • Заговоры от грыжи, и сглазу, и баенной нечисти
  • Заговоры против насекомых
  • Слова невест, желающих замуж
  • Свадебные заговоры, обереги, подходы
  • Заговор на подход
  • Заговоры пчелиные
  • Заговоры от всякой болезни
  • Заговор на покраденную вещь
  • Заговор оборотня
  • Заговор островника на зеленую дубраву
  • Заговор от злобы, лихих людей и о спасении
  • Заговор на кулачный бой
  • Заговор от боли в ушах
  • Молитвенные заговоры от безумия, родимца, белой горячки
  • Молитвы, заговоры, обереги, касающиеся до скотовождения
  • Заговор от бешеной собаки
  • Заговор на торговлю
  • Заговор, чтобы дело сошлось
  • Заговоры от родимца
  • Мольба ветру

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество   7 января
  • Святки   6 — 9 января
  • Крещение   19 января
  • Масленица   с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье   (перед наступлением Великого поста)
  • Вербное воскресенье   (в воскресенье, предшествующее Пасхе)
  • Пасха   (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)
  • Красная горка   (первое воскресенье после Пасхи)
  • Троица   (в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи)
  • Иван Купала   7 июля
  • День Петра и Февронии   8 июля
  • Ильин день   2 августа
  • Медовый Спас   14 августа
  • Яблочный Спас   19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас   29 августа
  • Покров день   14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) — семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Похороны у славян

Похоронные обряды славян также представляют немалый интерес. До прихода христианства жители Руси поклонялись огню. Трупы надлежало сжигать: считалось, что вместе с дымом душа возносится к небесам. В некоторых регионах тела сжигались в лодках: славяне полагали, что это облегчит переход в загробную жизнь. Кремация проводилась на закате, чтобы покойный в последний раз смог взглянуть на солнце.

Поминки выглядели не так, как сейчас. Они не всегда предполагали застолье. Нередко в день поминовения устраивались боевые соревнования.

После прихода христианства тела начали закапывать в землю. Над могилой ставились домовины, которые олицетворяли последний кров усопшего.

Интересно, что археологи нередко находят могилы, в которых покойники лежат в позе эмбриона. По каким причинам славяне хоронили людей именно в такой позе, сказать сложно. Есть предположение, что смерть считалась началом новой жизни, поэтому мертвого человека надлежит хоронить в той же позе, в которой он ждал своего рождения в материнской утробе.

Русские обычаи чрезвычайно интересны: они раскрывают менталитет народа во всей его красе. Исследовать эти обычаи — значит, заботиться о преемственности поколений и общечеловеческой памяти.


С этим читают