Малый театр россии

Здание Малого: вчера

Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв — просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».


Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу — для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.

В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.

В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.

В театре были две особенные ложи — портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом — главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную — только для высокопоставленных гостей.

Дом Островского, Щепкина, Мочалова

Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель — знаменитый скульптор Николай Андреев.

Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.

Щепкин — бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.

В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.


Еще одна из центральных фигур Малого театра — актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет — Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.

После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву — специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают — ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.

В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.

Здание Малого: сегодня

В 2014 году театр закрылся на реконструкцию. До этого масштабные изменения в здании происходили в 1940-е под руководством архитектора Александра Великанова. Его чертежи использовали и во время новой реконструкции — с поправкой на сегодняшние требования. В партере раздвинули ряды — мест стало меньше, зато появилась возможность установить кресла для зрителей с ограниченными возможностями здоровья. У театра появилось еще одно помещение — новое Щепкинское фойе, в котором сейчас проходят концерты, музыкальные вечера и выставки.

Художественный руководитель Юрий Соломин попросил не убирать с потолка зрительного зала деревянную деку — она создает хорошую акустику. Не стали менять и цветовое решение самого зала, выполненное в красно-бело-золотых тонах. Сохранилась также суфлерская будка (Малый театр — один из нескольких в Москве, где все еще есть суфлеры).

На своих местах остались четыре скульптуры русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Александра Грибоедова, установленные в фойе в 1949 году. Их произведения чаще всего можно увидеть на сцене Малого.

Залы театра «Содружество актеров»

Кирпичное здание театра располагает просторным холлом, буфетом и 2 залами для спектаклей и концертов. Сцены театра «Содружество актеров Таганки», Большая и Малая, обе регулярно используются для постановок. При бронировании билетов посетители видят информацию о том, на какой сцене будет происходит спектакль. Замены зала быть не может — так как они очень различаются по размерам. Декорации для каждого спектакля изготавливаются под определенный зал. Основная сцена театра «Содружество актеров Таганки» используется чаще — здесь проходит большинство постановок, как для взрослых зрителей, так и для детей.

Основной зал театра «Содружество актеров на Таганке» вмещает более 700 зрителей. Он состоит из партера (20 рядов по 23–39 мест), бельэтажа (10 рядов от 2 до 22 мест) и ложи (2 ряда по 4 и 5 мест).

Схема Большой сцены театра «Содружество актеров на Таганке»


В Малом зале проходят поэтические и музыкальные вечера, постановки, требующие камерности и полного погружения. Например, поэтическая драма «Исповедь хулигана», посвященная творчеству Сергея Есенина.

Спектакль «Однорукий из Спокана», Официальная группа Таганского театра «Содружество актеров» вконтакте

По фото зала театра «Содружество актеров» можно заметить уютную камерную атмосферу Малого зала. Здесь легче погрузиться в атмосферу произведения и почувствовать себя частью постановки. Зал состоит из 6 рядов по 5–13 кресел в каждом.

Схема театра «Содружество актеров на Таганке» (Малый зал)

Новости

06.08.2020 ВСЕ НА ЭКСКУРСИИ! Дорогие друзья! Рады сообщить вам, что мы возобновляем экскурсии по историческому зданию Малого театра России «Скорей в театр!.. Там – целый мир, мир полный и живой…» и по Мемориальной квартире А.И. Сумбатова-Южина «А.И. Сумбатов-Южин и театр его времени».

06.08.2020 ИТОГИ 264-го СЕЗОНАДорогие друзья! Специально для сбора труппы мы подготовили ролик, к котором постарались рассказать обо всех важных событиях минувшего сезона. Он был очень непростым, но тем не менее богатым на события. С радостью делимся с вами нашим работой.

06.08.2020 СБОР ТРУППЫ — СМОТРИМ ВМЕСТЕ!Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию видео репортаж со сбора труппы Малого театра, который состоялся 1 августа.

05.08.2020 ДЕТСКАЯ СТУДИЯ ПРИГЛАШАЕТДорогие друзья! Детская студия Малого театра объявляет новый набор в старшую группу (10 – 14 лет) и дополнительный набор в младшую группу (4 — 6 лет).

05.08.2020 ВНИМАНИЕ!Дорогие зрители! Мы все безумно скучаем по живому общению с вами и с большим нетерпением ждем открытия 265-го сезона 3 сентября. Для нас важно, чтобы вы чувствовали себя в театре максимально безопасно, и просим вас с пониманием отнестись к тем временным ограничениям, которые введены во всех театрах, в том числе и в Малом. 04.08.2020 СБОР ТРУППЫ МАЛОГО ТЕАТРАДорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Дмитрия Бочарова с нашего сбора труппы

04.08.2020 СБОР ТРУППЫ МАЛОГО ТЕАТРАДорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Дмитрия Бочарова с нашего сбора труппы.

03.08.2020 В МАЛОМ ТЕАТРЕ ПРОШЕЛ СБОР ТРУППЫ1 августа на Исторической сцене Малого театра прошел традиционный сбор труппы. Художественный руководитель театр Юрий Соломин и директор Тамара Михайлова подвели итоги такого непростого 264-го театрального сезона и рассказали о планах на юбилейный – 265-й.

31.07.2020 ВНИМАНИЕ!Дорогие друзья! Мы открыли продажу билетов на сентябрь. Как всегда вы можете приобрести их на нашем сайте и в кассах

Напоминаем, что наши кассы открыты ежедневно с 10:00 до 20:00 (сцена на Ордынке с перерывом на обед — 15:00-16:00). Ждем вас на наших спектаклях!

28.07.2020 СБОР ТРУППЫ МАЛОГО ТЕАТРАУважаемые зрители! С радостью сообщаем вам, что наш театр возвращается к работе: 1 августа в зале на Основной сцене пройдет традиционный сбор труппы. Начало в 12:00. Это будет первое в послекарантинное время собрание нашего коллектива. С начала августа в театре начнутся репетиции, а в сентябре мы планируем открыть новый 265-й сезон.


28.06.2020 «МАЛЫЙ ТЕАТР ЮРИЯ СОЛОМИНА»18 июня художественный руководитель Малого театра, режиссер, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин отмечает 85-летие. В этом году торжество вынужденно перенесено в режим онлайн. Малый театр подготовил новый документальный фильм, состоящий из четырех частей и раскрывающий грани феномена Юрия Соломина – актера, режиссера, педагога и руководителя. UPD. Добавлена четвертая серия.

24.06.2020 О ЛЮДЯХ ВЫСОКОГО МУЖЕСТВА​Воспоминания народной артистки СССР Елены Николаевны Гоголевой о Великой Отечественной войне «Страстной бульвар, 10», выпуск №9-229/2020

Все новости

Что посмотреть

Сейчас в Малом большая часть репертуара — классика, но так было не всегда. До советского времени там чаще показывали спектакли, рассчитанные на самую непритязательную публику: водевили, мелодрамы, комедии.

«Горе от ума» — визитная карточка театра. Это тот самый спектакль, в котором играл Александр Южин. Премьера состоялась в 1831 году, и комедия до сих пор не выходит из репертуара. Роль Фамусова в постановке Сергея Женовача исполняет сам Юрий Соломин. В спектакле использована музыка Михаила Глинки, Сергея Рахманинова и Александра Даргомыжского.

Постановки Малого театра неоднократно удостаивались премии «Золотая маска». В 2004 году ею наградили спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» — за лучший актерский ансамбль. Пьесу Островского поставил Сергей Женовач. Главные роли исполнили Виктор Низовой, Евгения Глушенко, Людмила Полякова и Сергей Кагаков.

«Последняя жертва» — еще один спектакль по произведению Островского (постановка Владимира Драгунова). В 2006-м Василий Бочкарев, сыгравший купца Флора Прибыткова, получил за эту работу «Золотую маску». Его партнерами на сцене были Людмила Титова, Борис Клюев и Александр Ермаков.

Последнюю пьесу Мольера, комедию «Мнимый больной», в 2005 году перенес на сцену Сергей Женовач. Спустя два года ее наградили «Золотой маской» в номинации «Спектакль большой формы».

Все эти постановки можно будет увидеть и в следующем сезоне.

Статья подготовлена по материалам Малого театра.

Эскадрилья Малого театра

Памятная доска, посвященная жизни театра в годы Великой Отечественной войны, — первое, что видят зрители, сдав одежду в гардероб. Артисты Малого внесли свою лепту в Победу: одни отправились на фронт с оружием в руках, а другие показывал спектакли — в землянках, на палубах военных кораблей, в поле, в лесу. Бывало, что представление прерывалось сигналом к бою, и тогда зрители-солдаты поднимались с мест, а через какое-то время возвращались — те, кто мог. Артисты отказывались от премий, а на собранные деньги строили самолеты, которые называли эскадрильей Малого театра.

Еще во время войны у театра появился филиал — здание на Большой Ордынке. Первый спектакль — «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.


С этим читают