Кабардинцы: традиции и обычаи

Содержание

Влияние современного мира на празднование кабардинской свадьбы

Под влиянием всемирного технического прогресса и распространению европейской моды, большинство традиций и обычаев отходят на второй план при проведении свадеб. Молодые предпочитают одевать костюмы по последней моде, вместо национальный нарядов. Отмечать бракосочетание в дорогих ресторанах и замках, пренебрегая домашней и уютной обстановке. Перевозят молодых дорогие автомобили. А организацию сценария свадебного торжества доверяют совсем посторонним людям, да еще и за деньги.


По этому поводу мнения многих коренных кабардинцев разделилось. Одни приветствуют нововведения, другие остаются сторонниками старый нравов. Решать то, каким будет свадьба остается только молодым и их родственникам. Несмотря на то, в соответствии с чем будет проводиться кабардинская свадьба. Она все равно будет яркой, веселой и запомниться на долгие годы.

http://www.syl.ru/article/200902/new_kabardinskie-svadbyi-traditsii-i-sovremennyie-vzglyadyi-na-torjestvohttp://etokavkaz.ru/nacionalnosti/kabardincy/obychai_i_tradiciihttp://isvadby.ru/tradicii/tradicii-obychai-osnovnye-etapy-podgotovki-i-provedenie-krasivoj-kabardinskoj-svadby.html

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается или барана.

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож . Головной убор, традиционный для Кавказа – . Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога , а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – . Несмотря на официальную , жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Проведение кабардинской свадьбы

Все современные кабардинские свадьбы проходят по обоюдному согласию обеих сторон. В прошлые времена было разрешено воровать невест. И если до наступления ночи женщину не возвращали в дом, то родителям приходилось давать свое согласие на регистрацию брака. В противном случае женщину ждал позор. Ведь было не допустимо молодой девушке не ночевать в ночное время вне родного дома.

Условно процесс регистрации брака по кабардинским традициям можно разделить на несколько этапов:

  1. Любое бракосочетание у кабардинцев проводит имам. Он проводит соответствующий обряд и произносит свое благословение. После этого брак считается заключенным. Молодую жену приводят в дом к жениху, где они буду жить отдельно о родителей. На следующее утро супружество считается подтвержденным. Для этого иногда по мусульманским традициям для подтверждения показывают простыню молодожёнов со следами их супружеской близости.
  2. В течение второго дня родители жениха отмечают свадьбу, поют песни, говорят тосты и пожелания молодым, исполняют традиционные кабардинские танцы. На следующий день к их празднику присоединяются родные невесты. Вместе с собой они привозят приданное невесты. Совместно планируют и готовиться к торжественной части свадьбы.
  3. Для регистрации брака молодые приезжают в ЗАГС и оформляют свои отношения официально. На этой церемонии родители сторон не присутствуют.
  4. После ЗАГСА молодожёны отправляются на празднование свадьбы в дом жениха.

Кабардинская свадьба просто пронизана традициями и обычаями. Даже во время празднования есть свои особенности, которые стараются обязательно придерживаться. Ну изначально следует заметить, что женщины и мужчина на свадьбе сидят отдельно и празднуют по отдельности, не пересекаясь друг с другом.

Жениха размещают в центре стола с мужчинами обеих сторон. В процессе праздника они общаются, ближе узнают друг друга и обязательно знакомятся со старейшинами. В определенный момент неожиданно в комнате выключают свет и сидящие рядом люди пытаются снять с головы жениха шапку и украсть ее. Главной задачей молодого человека проявить всю свою смекалку и предотвратить потерю головного убора.

Для невесты тоже свои проверки и испытания. Перед входом девушки в праздничный зал, на полу расстилают шкуру барашка. Невеста становится на нее, а родственники обеих сторон пытаются вытянуть шкуру из-под ее ножек. Главной задачей молодой жены устоять на ногах. Она может не много покачиваться, а вот падать на пол просто недопустимо.

Во второй половине торжества, когда все обряды и испытания пройдены. Молодожёны выходят на совместный танец, а родственники и друзья посыпают пару пшеном и различными монетами. Согласно приметам это должно принести в семью достаток и благополучие. Лицо невесты во время празднования должно быть закрыто полупрозрачной тканью, потому что на свадьбе могут присутствовать мужчины, кровно не считающие родней ни жениху не стороне невесты.

Обряд после свадьбы


Кавказский народ очень уважает и чтит пожилых людей. Поэтому после каждой свадьбы всегда проводят еще один национальный обычай, который называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома и прячется. А молодые должны найти ее и привезти обратно в дом. Эта традиция говорит о том, что в доме молодых старикам будут всегда почет и уважение.

Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость

Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо

Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.


Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну «Касахию», выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.  

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом «черкесы», который и закрепился за ними на долгие века.

Обед обедом, а война – по расписанию

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку — мужские элементы традиционного костюма.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Праздничный «черкесский» женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

Ислам сегодня

Мечеть г. Нарткала

Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются мусульманами-суннитами. Ислам в кабардинской среде укоренился очень прочно. Правовые, обрядовые установления Ислама отразились в культуре кабардинцев, в их песнях и фольклоре. Исламская этика стала составляющей самосознания кабардинского народа, его религиозной самоидентификации.

Ментальные особенности кабардинцев

В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм. Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом – Адыгэ хабзэ (т.е. соблюдение правил, обязательных для каждого кабардинца).

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является ментальность, вобравшая в себя ценности традиции, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ — адыгство. Эти принципы базируются на понятиях «человечность», «мужество», «честь», «разум», «почтительность». Именно благодаря этим качествам кабардинцы снискали себе славу «рыцарей Кавказа».

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах «Дунейр шэрхъщ» (Мир — это колесо), «Псым фlэlэфlыр — нэм фlэдахэщ» (Что сладко для души, то красиво для глаз), «ЛIыгъэм ипэ акъыл» (Перед мужеством — разум).

Особенности воспитания у кабардинцев

Еще с детства, мальчикам начинают прививать понятия о мужестве и добропорядочности. Будущих мужчин так же приучают к физической выносливости и духовному развитию, благодаря чему и формируется образ храброго и верного кабардинца, который в будущем будет способен реализовать себя и свои цели во благо своего народа.

Каким должен быть кабардинец?

Кабардинский мужчина должен быть храбрым и справедливым. Он должен уметь уважительно относиться к любой дочери, сестре или матери, а к старикам он обязан проявлять терпение и сострадание , если есть необходимость, оказывать по мере возможности свою помощь. В присутствии старших, кабардинец никогда не позволит себе курить или пить спиртные напитки. К алкоголю и табаку он будет относиться только негативно, потому как он должен быть всегда трезв и чист в помыслах. Семья его не должна нуждаться в чем либо , его главной задачей должно быть их содержание. И самое главное, кабардинец на протяжении всей своей жизни должен быть опорой и поддержкой для своих родителей.

Девушки

Особое воспитание так же распространяется и на кабардинских девушек. Обязательным для них является целомудренность, скромность, покорность, вежливость, молчаливость и сдержанность в своих эмоциях.

Внешний вид , одежда


Одежда кабардинок должна быть скромной, не вызывающей. Платья должны быть без вырезов и декольте. Юбка не выше колен. Брюки, шорты одевать запрещено. Из головных уборов желательны косынка или платок. Если девушка замужняя, покрывать голову считается обязательным.

Чего нужно сторониться девушкам?

Кабардинке непозволительно оставаться наедине с мужчиной, если он ей не является родственником или мужем. Соблюдение этих правил ограждает и оберегает её от дурных мыслей со стороны общества.

Девушке нельзя садиться за один стол с мужчинами , в редких случаях это возможно, если это круг её близких родственников (братья, муж, сыновья). Так же строго запрещено пересекать дорогу мужчинам, разговаривать с ними на ровне (уподобляясь им). В кабардинском обществе непозволительно, что бы во время приветствия девушка подавала свою руку мужчине. Да и вообще прикосновения со стороны не родственника влекут за собой осуждение со стороны общества.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Кабардинцы — это приветливый, миролюбивый и достойный народ, который с трепетом относится к своей культуре и традициям. Они им всегда верны. Уверяю вас, каждый из вас, кто решит с ними познакомиться сам убедиться в этом на собственном опыте.

кабардинцы и балкарцы

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое «кабардинцы и балкарцы» в других словарях:

КАБАРДИНЦЫ И БАЛКАРЦЫ — представители двух коренных народов, населяющих Кабардино Балкарию и имеющие в своей психологии и культуре много общего и много особенного. Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Балкарцы — Балкарцы … Википедия

кабардинцы — КАБАРДИНЦЫ, ев, мн (ед кабардинец, нца, м). Народ, составляющий основное коренное население Кабарды, Кабардино Балкарской Республики в составе России, расположенной на северном склоне Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз.… … Толковый словарь русских существительных

Кабардино-Балкарская Автономная Советская Социалистическая Республика — Кабардино Балкария. В составе РСФСР. 16 января 1922 образована Кабардино Балкарская АО; преобразована в АССР 5 декабря 1936. Площадь 12,5 тыс. км2. Население 614 тыс. человек (1972, оценка). В К. Б. 8 районов, 7 городов, 7 посёлков… … Большая советская энциклопедия

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Кабардино Балкария, в составе РСФСР. Расположена в центр. части Большого Кавказа, занимает его сев. склоны и прилегающие степные равнины. Созданная 1 сент. 1921 Кабардинская АО, 16 янв. 1922 преобразована в Кабардино Балкарскую АО. 5 дек. 1936… … Советская историческая энциклопедия

Баксан (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Баксан. Город Баксан кабард. черк. Бэхъсэн Герб … Википедия

Лескенский район — кабард. черк. ЛэскIэн къедзыгъуэ карач. балк. Лескен район Страна … Википедия

Баксанский район — кабард. черк. Бэхъсэн къедзыгъуэ карач. балк. Басхан район Страна … Википедия

Народов Северного Кавказа верования — Сев. Кавказ регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены мусульманесунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы… … Религии народов современной России

СССР. РСФСР, автономные республики — Автономные республики Башкирская АССР Башкирская АССР (Башкирия) образована 23 марта 1919. Расположена в Предуралье. Площадь 143,6 тыс. км2. Население 3833 тыс. чел. (на 1 января 1976). Национальный состав (по переписи 1970, тыс. чел.): башкиры… … Большая советская энциклопедия

Рождение

Существует поверье, что послед и пуповина, сохраненные после родов, способны вылечить у ребенка любое заболевание, поэтому предки с особой тщательностью оберегали их. Так как в настоящее время роды проходят в родильных отделениях, обычай оставлять послед ушел в прошлое. Пуповину же стараются сохранить и в случаи необходимости размачивать в воде, выпивая которую, ребенок исцеляется.

После родов роженицу и ребенка посещают только родственницы — женщины со стороны мужа. Хотя в последнее время мужья нарушают данное правило и навещают семью в роддоме. Свекровь должна приготовить для родившей невестки блюдо из курицы, при этом, используя лишь голову, шею и ребрышки, эта традиция ассоциируется с благополучным развитием шеи и позвоночника у ребенка. В период пребывания роженицы в родильном доме ей приносят лишь ту пищу, которая, способствует быстрому восстановлению организма после родов и стимулирует прибытие молока, это, как правило, наваристые бульоны, ногайский чай.

История

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры. Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

  1. Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.
  2. Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.
  3. Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.


С этим читают