Ингуши: семья и честь превыше всего

Где живут, численность


Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Современная версия ингушской свадьбы

В настоящее время церемония бракосочетания в Ингушетии проходит по-другому, некоторые традиции остались в прошлом. Но, как и прежде, не могут пожениться между собой однофамильцы. Даже если однофамильцами являются мать, бабушка или прабабушка парня и его избранница, брак невозможен. Поэтому ингушам не очень легко найти невесту, которая бы не была его дальней родственницей. После того, как невеста выбрана, происходит сватовство. Пожелания молодых учитываются, и поженить детей против их воли родители не стремятся.

На ингушской свадьбе нет необходимости в специальной развлекательной программе, ведь праздник и так насыщен радостью встреч и общения. Гости веселятся непринужденно, без тамады

Жених появляется в своем доме только на третий день свадьбы, до этого парни, как и в прежние времена, празднует столь важное событие в доме у родственников или соседей. Постепенно его родственники приходят в дом родителей жениха, чтобы поздравить пару

Невеста дарит подарки родственникам жениха, а они ей, в свою очередь, преподносят в подарок ювелирные украшения из золота.

Свадьба длится несколько дней, да и после свадьбы по традиции еще продолжаются различные обряды. С давних времен сохранился обычай хождения за водой. Через две недели после свадьбы невеста в сопровождении юных подружек и детей идет набирать воду. После этого молодые муж и жена ходят по гостям – посещают  своих родственников. Каждая пара начинает свою семейную жизнь с этих традиционных праздничных мероприятий.

Как проходила свадьба

Мужчины и женщины отмечали праздник, находясь в разных комнатах или домах. Помимо этого, раздельно сидели и люди разного возраста – старики отдельно, молодежь отдельно. У жениха на свадьбе могло собраться и полтысячи человек, и больше. Количество гостей зависело от того, насколько много родственников у молодого человека и насколько состоятельна семья. Но все гости находились в доме не в одно время, а по очереди.

Ингушские свадебные обряды имеют и такую интересную особенность, как свадебный поезд, замеш, который отравляли за невестой. Так называлась вся компания, которая ехала за девушкой и потом принимала участие в других обрядах. Это была, как правило, молодежь из числа определенных родственников. Родных сестер жениха в числе этой молодежи не было – они оставались дома, чтобы встречать гостей.

Друг или родственник жениха имел честь вывести невесту из девичьей комнаты и посадить ее в карету. А почетная родственница или подруга девушки, выходящей замуж, прикалывала иглу, в которую продета белая нить, к подолу платья невесты перед выходом из дома. Также эта подруга должна была положить за грудь серебряную монету в платочке. Это действие совершалось для того, чтобы невеста была счастливой женой и умелой хозяйкой. Все эти атрибуты девушка потом хранила как реликвию.

Родственницы невесты пели обрядовые песни, которые носили шуточный характер. Невеста, уезжая из дома, не должна была оглядываться назад, чтобы ненароком не быть отвергнутой женихом. По пути все останавливались, чтобы потанцевать или устроить какие-нибудь другие увеселения. Когда свадебный поезд прибывал к дому жениха, его встречали дети и затем сообщали о прибытии всем остальным. Навстречу выходили все родственники. Молодой парень, который сопровождал невесту, торжественно вводил ее в комнату невесты.

Одна из родственниц жениха стелила под ноги невесты коврик и веник, который девушка потом поднимала и откладывала. Другая родственница осыпала молодую конфетыми и монетами. Таким образом, девушке желали достатка и сладкой жизни. Также невесте давали мед и масло, приговаривая, чтобы она была такой же, как эти продукты – мягкой и сладкой, то есть ласковой и послушной и своей новой семье. Давали невесте в руки и младенца, мальчика. Она вручала малышу деньги. Так девушке желали стать матерью сыновей, что всегда было почетно.

После вышеперечисленных обрядов невесту ставили за занавеской, где на нее потом смотрели старики и молодежь. Они давали ей оценку, после чего выходили. Их всех невеста встречала стоя. В день свадьбы к невесте приходил священнослужитель, мулла, чтобы зарегистрировать брак. Жених же в это время не показывался, он гостил в доме кого-то из друзей или родных, по соседству со своим домом. Его развлекали друзья. На третий день к нему приходили родственники невесты, мужчины. Свадебный обряд завершался через две недели после свадьбы, когда невеста выходила за водой.

Малые народы

На востоке с чеченцами соседствуют дагестанцы — аварцы, кумыки и много народов ещё меньшей численности. У кумыков культура высоко арабизирована, именно они стали для чеченцев девятнадцатого века законодателями этикета, и почти все проповедники происходили из их числа. Аварцы же смогли подняться только в советское время, когда быстро выросла их численность. Ранее они были безземельными и нанимались к чеченцам в пастухи.

Эта история чеченцев и их соседей подтверждается тем, что почти все сёла Чечни имеют целые кварталы, где расселились аварцы. Наёмный труд — почти рабский, потому для гордых чеченцев он считался крайне непрестижным, и они до сих пор недостаточно уважают аварцев за их неблаговидное прошлое. Но ещё не забыто и то, что были времена, когда Чечня столетиями подчинялась аварским феодалам. Лишь к восемнадцатому веку чеченские традиции стали приобретать самостоятельность, и то только потому, что страна смогла сбросить с себя это иго.

Одежда

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Россия

Ибрагим Мурзабеков, 30 лет, город — Москва, @r18_007

О переезде и жизни в России

Отец после окончания Ивановского строительного института остался работать прорабом в Ивановской области.

Они с мамой поженились, и там же я родился.

В 20 лет, после армии, я уехал в Москву, чтобы достичь поставленных целей.


Пробовал себя в разных сферах. На данный момент у меня IT-компания, гостиничный бизнес и ряд других проектов.

О культуре и менталитете

Особенности нашего языка в том, что есть слова, которые звучат красиво, но при переводе теряется первоначальный смысл.

Как и у всех народов, у нас тоже есть традиции и обычаи, которые передаются от поколения к поколению.

Например, младшие не садятся за стол вместе со старшими. В моей семье это тоже соблюдается: я не сажусь со своим отцом, так же и отец — с дедом.

Описание ингушей

Эта нация настолько разная, что очень сложно выделить определенные черты лица или тела. Но все же преобладают резкие контуры лица и темные волосы и глаза. Этот народ многие считают красивым.

Легче охарактеризовать по характеру, потому как им присуща обязательность, если что-то пообещал, то обязан это сделать. Также есть консервативность. Каждый представитель народа должен быть воспитанным и сдержанным, хотя иногда могут срываться. Из минусов — это полное отсутствие пунктуальности, даже рейсовые автобусы могут себе позволить задержаться в наше время. А вот в тяжелые часы сформировались такие черты характера, как смелость, решительность и сила.

Кухня

Весьма оригинальные блюда можно встретить у этого народа. Современным традиционным блюдом считается дулх-халтым или иными словами, галушки с мясом. Очень популярные тонкие лепешки (чапильг, сискал). Особыми вкусовыми качествами обладают мясные бульйоны, их обычно пьют или варят на их основе супы, добавив картошку, морковь и зелень.

Вообщем, все блюда легкие в приготовлении, но и очень сытные. Мясо и мука — основа всего в кулинарии. А с лепешками ингуши могут ходить в гости к друг другу, в качестве гостинца.

С самого детства детей приучают к культуре поведения за столом, как правильно принимать и угощать гостей. Вся еда изначально поддается главе семье, затем хозяйке, остальным мужчинам, детям и на последок невестке.

После свадьбы

Спустя несколько дней, молодая жена набирает чистую воду, обязательно в сопровождении молодых девушек и детей.  И после, уже молодая семья ходит в гости в дома ко всем родственникам с обеих сторон.

Еще существует традиция не видеться жениху с родителями невесты вообще.

Первый раз прийти в родительский дом после свадьбы девушка могла не раньше чем через год, а может и после рождения первенца. Прийти в дом она должна с подарками.  Одариваются не только родители, но и дяди, тети, братья, сестры и их детки. Еще она приносит угощенья, сладости, пирожки и т.п. Сопровождают ее женщины и дети со стороны мужа. В отчем доме замужняя дочь проводила больше месяца. Родители делают ответные подарки и дочке и ее новой родне. Обычно подарок должен быль существенным, например корова или буйвол. Так же этот подарок мог сделать и дядя невесты.

Обряды, проводимые ингушами на свадьбах,  имеют религиозную основу.  В содержании всех обычаев и обрядов скрывается пожелание молодым долгой, счастливой, богатой совместной жизни. Уважение к старшим, скромность и покорность – это и есть добродетели настоящей ингушской девушки.

Свадебные торжества в Ингушетии

Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.

Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.

В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.

Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.

Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.

Как проходит сватовство и помолвка

В Ингушетии нельзя представить себе, чтобы юноша и девушка самостоятельно приняли решение о вступлении в брак. Огромное значение имеет мнение старших, которые задолго до торжественного события оговаривают все подробности, выясняют степень родства, узнают все о характерах жениха и невесты их способностях и умении вести хозяйство, содержать семью.

Прежде, чем многочисленные родственники юноши засватают девушку, будущий жених, в соответствии с древней традицией, передает своей избраннице:

  • сладости;
  • подарки;
  • деньги.

Если красавица принимает дары, то в ответ передает парню вышитые своими руками носовые платки для него и его лучшего друга. Только после этого можно считать, что знакомство состоялось, и старшие назначают день сватовства. Выбор невесты и решение о создании семьи – огромная ответственность.

Развод – это не просто скандал, это позор, который ложится и на мужа или жену, и на их родных. Поэтому женятся в Ингушетии, основательно продумав все нюансы, все последствия совершенного шага.


Зоахалол (сватовство) проходит в несколько этапов:

  1. Посредник, являющийся родственником жениха и невесты, заявляет родителям и представителям старшего поколения в доме девушки о намерении юноши свататься. Он рассказывает о женихе, расхваливая его, говоря о его достоинствах и способностях. После такого представления родные девушки проверяют все то, что было сказано, стремясь удостовериться в правильности и правдивости рассказа. В роли посредника может выступить тот, кто уважаем и почитаем в обеих семьях. Он возвращается через пару недель, чтобы услышать ответ родителей невесты. В случае согласия назначается день сватовства.
  2. Непосредственно сватовство. В доме родителей жениха собираются самые уважаемые люди. Это не всегда старики. Многие из них заслужили уважение благодаря своим знаниям, положению в обществе, духовному развитию. В число этих людей обязательно входят дядя жениха и посредник, который первым посетил дом невесты. Обязательным считается присутствие представителя религиозной общины. Им предоставляют полную подробную информацию обо всех родственниках девушки, о степени родства членов семей с той и другой стороны. Если сваты принимают положительное решение, наступает третий этап сватовства.
  3. Визит в дом родителей невесты. Здесь представителей жениха ждут многочисленные родственники девушки. Звучат речи, тексты которых составляют заранее, учитывая требования традиций. После долгих переговоров старейшины узнают ответ самой невесты, звучащий тоже в соответствии с традицией. Девушка говорит, что согласна с мнением отца и готова выполнить его волю.

Во время сватовства вносят урду – определенная денежная сумма, размер которой установлен. Дать меньше нельзя, а вот больше – разрешается. На сегодня минимальная сумма урду составляет 50 000 рублей. Это так называемая официальная сумма, однако жених может от себя лично передать девушке дополнительно деньги в любом количестве.

Вайнахи: расселение

Политический антагонизм быстро перекрывался религиозным фактором. Соседний Дагестан постоянно и сильно посылал на запад свой импульс ислама, посредством которого чеченцы и ингуши всё более этнически идентифицировались. В состав чеченцев как этнический компонент входит довольно большое число дагестанцев, даже образованы дагестанские тейпы.

А в равнинном Хасавюртовском районе Дагестана, в свою очередь, поселились аккинцы-чеченцы, их около ста тысяч человек, родиной которых были Республика Ингушетия и Чечня. Это горцы, практически самое древнее из подразделений вайнахов, которые мигрировали с пограничья между двумя республиками. После нашествия Тамерлана аккинцы спустились с гор и ушли на восток, вбирая в себя разные тейпы чеченцев. Во всяком случае они себя позиционируют как чеченскую общность.

Предки вайнахов населяли и северокавказские степи, которые примыкают к нынешней территории Чечни. В первом тысячелетии здесь хозяйничал Хазарский каганат с государственной религией, далёкой от ислама, — иудаизмом. Чеченская этнография до сих пор хранит некоторую связь с этим соседством, оставившим ощутимые следы в истории становления вайнахов, поскольку их участие в политической жизни Хазарского каганата было весьма активным. Некоторые тейпы прямо возводят свой род к одному из еврейских предков, то есть хазарское прошлое история чеченцев и ингушей хранит более чем явно.

Традиции

Все обряды и обычаи этот народ бережно хранит и передает от поколения к поколению, начиная с рождения.

Свадьбу могут сыграть только в воскресенье, потому как это единственный выходной у народа. А вот свататься приходиться к невесте родственникам жениха аж трижды. У ингушей не принято, чтобы зять видел тещу. За всю жизнь им нельзя видеться, а нарушение этого правила считается невежеством. Да и невесте на свадьбе приходится нелегко. Первым делом в замужестве, войдя в новый дом, девушка должна подмести порог и поддержать ребенка на руках, после чего может принимать поздравления новой семьи.

Не разрешается ходить в шортах по улице. А мужчинам запрещается на людях демонстрировать любовь к детям и жене, даже легкое прикосновение считается нарушением этого правила, зато женщинам позволительно, но только по отношению к детям.

Республика Ингушетия

Чемурзиева Хава, 23 года, город — Назрань, @khava.chemurzieva

О жизни в Ингушетии

Я родилась в традиционной ингушской семье. Мои предки жили в башенном комплексе Бешт, в горной части Ингушетии. Дедушка часто рассказывал о своем детстве в Беште, до депортации в 1944 году. Сейчас комплекс реконструируют, как и многие памятники архитектуры ингушей.

Мой родной город — Назрань. Родители с детства прививали нам любовь к языку и культуре, учили почтительному отношению к взрослым и заботе друг о друге. В нашем доме до сих пор считается неуважением разговаривать на любом языке, помимо ингушского.

О культуре и менталитете

Ингушский язык не очень мелодичный, но один из самых богатых. В народе ингушский язык называют «Нана-мотт», что означает не просто «материнский язык», а «главный язык», язык-основа. Самое большое бескультурье — неумение изъясняться на родном языке. Старейшины считают, что человек, не владеющий своим языком, не может считаться полноценным представителем своего народа.

Ингуши — один из древнейших народов Кавказа. Наши законы веками создавали для облегчения быта, избежания вражды и несправедливости. Повседневная жизнь мало чем отличается, но на торжествах и праздниках особенно следят за соблюдением всех адатов.

Например, свадьбы празднуют отдельно, в дом жениха едет только невеста. А на свадебных фотографиях ингушей многие ошибочно полагают, что за руку невесту ведет жених, но жених не появляется на собственной свадьбе. У нас много красивых обычаев, каждый из которых несет народную мудрость: Нув-ферт — пожелание новому члену семьи чистоплотности и изобилия в жизни, Мотт-бастар — показатель скромности и почтения невесты к гостям.

Нарушение традиции строго каралось

Если нарушалась традиция гостеприимства, то за этим могли быть суровые последствия, а общество такого хозяина считало преступником. Кроме того, гость также должен обладать сдержанностью, а его действия должны быть направлены на сдерживание расточительности хозяина дома, который мог бы даже поделиться самым последним, что у него есть. Если гость посещает дом не один раз, то после второго и третьего посещения, хозяин и гость становятся кунаками, теперь оба должны стараться поддерживать друг друга с самых трудных моментах жизни.

Долгое время и по сей день, кунаки имели большое распространение по всей республике, а клятва двух человек, должна была быть скреплена обменом холодного оружия. Необходимо отметить, что кунак не мог нарушить свою клятву и должен был сохранять верность своему слову, даже, если на него упадут самые тяжелые испытания. Кроме того, такие прекрасные отношения могли передаться по наследству.

Последние новости Ингушетии — здесь.

Древняя культура Ингушетии

В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе

Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание

Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.

Предыстория

Когда Россия пришла на Кавказ, ингуши потеряли многие свои земли, где для приграничного спокойствия были расселены казаки. Именно поэтому расклад Гражданской войны получился такой: осетины были нейтральны, казаки встали за белых, а ингуши — за красных, поскольку им было обещано возвращение заселённых казаками территорий.

После победы терским казакам пришлось покинуть обжитые места, поскольку советская власть слово своё держала всегда. АССР была одна — Горская — вплоть до 1924 года, далее произошло разделение на Северо-осетинскую и Ингушскую автономии плюс Сунженский округ. Столица была общая — Владикавказ. А в начале 30-х появилась Чечено-Ингушская автономная область, чтобы в 1937-м стать ЧИ АССР.

Народ высоких башен

В Ингушетии и сегодня можно увидеть немало башен. Как ни странно, но они были напрямую связаны с отношением людей к их владельцам. “Какая у твоего рода башня?” – спрашивал отец девушки у юноши, что собирался свататься к ней. Прочность и красота архитектуры сооружения говорили о состоятельности и ответственности семьи, что жила в ней. 

Кстати, изучая традиции ингушей, я открыла для себя занимательные сведения. Самоназвание народа – галгаи, что дословно значит “обитатели башен”. Уже один только этот факт говорит о том, насколько важными были такие строения для ингушей. 

Сегодня башни являются историческими памятниками, а большинство ингушей проживает на равнинах, а не в своих высоких жилищах. Несмотря на это, старинные традиции и сегодня играют ключевую роль в жизни народа. 

Суть поведения ингушей заключается в словах: “Поступай так, как сделали бы твои предки”. Уважение к старшим, понятие чести, скромность и доброжелательность – не пустые слова для народа Ингушетии. 

Однако и сегодня в некоторых регионах продолжает существовать обычай кровной мести. По мнению ингушей, он играет положительную роль в воспитании молодого поколения – человек должен осознавать, что за каждый свой поступок понесёт ответственность.

Почитание старших – основа традиций ингушей

Кровная месть – есть альтернатива

Ингуши знают, что такое кровная месть. Месть распространялась на всю фамилию, но чаще всего, она касалась только самых близких. Бывали случаи, когда отомстить могли через поколение, а кровная месть переходила по всем поколениям. После того, как многие поняли, что кровная месть может опустошить все семьи, были предприняты меры, чтобы такое больше не повторялось.


Для того чтобы примирить кровников, необходимо было пройти сложный обряд. Чтобы больше не поднимался этот вопрос, кровная плата должна была быть в материальном виде, то есть должны были заплатить до 120 коров, причем самые близкие отдавали более 9 коров, а дальние родственники могли отделаться одной козочкой. Бывали случаи, когда близкие родственники убийцы старались принудить потерпевшую сторону к миру. Для этого похищался ребенок родственников убиенного, после чего растили его, а потом ребенка возвращали отцу с матерью и давали при этом дорогие подарки. После таких действий, враждующие стороны могли даже стать родственниками. Иногда такое примирение и родство, считалось священным.

(народная пословица)

Чеченцы являются коренным населением Северного Кавказа. В феврале 1944 года проведено выселение ингушей и чеченцев из родных мест в Казахстан. По данным переписи населения 1999 года численность проживающих чеченцев и ингушей в Казахстане 31799 и 16900 соответственно. В Карагандинской области проживают 4660 чеченцев и 1427 ингушей.

Ингуши, самоназвание гьалгъай, по имени большого ингушского общества — галагаевского. Язык ингушский относится к нахской (вайнахской) ветви кавказкой семьи языков. Ингуши относятся к числу коренных народностей Кавказа, история которых прослеживается вглубь 4-х тысячелетий. Под этим названием они стали известны в первой половине XIX века: название «ингуш» происходит от села Ангуш или Ингуш, одного из первых поселений в Терской долине.

Карагандинский областной чечено-ингушский национально-культурный центр «Вайнах был создан в январе 1995 года. С первых дней он поставил перед собой задачи сохранения межнационального согласия, развития культурных и общественных связей с представителями других этнических групп, проживающих в регионе, возрождение и популяри-зация национальной культуры, традиций и языка. В марте 1997 года НКЦ «Вайнах» вошел в республиканскую Ассоциацию «Вайнах», являющуюся полноправным членом Ассамблеи народов Казахстана.

Первыми руководителями областного чечено-ингушского культурного центра были В.А. Мунаев и Х.С. Касумов. В регионе создан и активно действует совет старейшин. Его возглавляет Таус Асламбеков. Члены Совета — Мовлади Лииев, Анди Хасуев и Руслан Сулейманов проводят болыпую работу по воспитанию молодого поколения и приобщения его к культурным ценностям вайнахов, а также всех народов Казахстана, воспитанию казахстанского патриотизма, любви и уважения к традициям коренного населения республики. Чеченцы и ингуши ведут социально-активный образ жизни, и вместе со всеми народами Казахстана участвуют в мероприятиях, направленных на укрепление мира и дружбы между народами республики. Национально-культурный центр «Вайнах» имеет представительства практически во всех городах и районах области.

В Казахстане и за пределами республики хорошо известно имя поэта и публициста Зульпы Суфьяновны Чумаковой, члена Союза писателей Казахстана, заслуженного работника культуры РК. В ее произведениях зримо представлена культура Казахстана, традиции и обычаи казахов. Они пронизаны любовью к стране и землякам:

Мне край этот — с детства единственный рай.

Я песни люблю про Марьям с Дударай.

И звуки домбры мое сердце пленят

Они меня с жизнью казахов роднят. («Алтыбакан»)

Восхищает ее любовь к своей этнической Родине:

Где горы до небес,

Где родников вода струится

Да полон вечной тайны лес…

В 2005 году Зульпа Чумакова по приглашению Министерства культуры и творческой интеллигенции Чеченской и Ингушской республик побывала на творческих встречах с земляками — соотечественниками. Давая интервью телевизионной передаче «Герой дня» на Российском ТВ, она сказала: » Я чеченка. Живу в Казахстане. Казахстан меня и мой талант оценил по достоинству. Я благодарна ему за это. Однако, чем старше становится человек, тем сильнее чувствует он свои корни. И я скажу вам: ни стихи, ни мысли, ни надежды, ни любовь не могут быть случайными, если они — о Родине».

Большие достижения представители диаспоры имеют в спорте.

Честь Карагандинской области и Казахстана не раз защищали Мусса Абдулмуслимов — многократный чемпион мира и Европы по вольной борьбе, Мухаммед Адамов — мастер спорта международного класса по боксу, Ильяс Адамов — мастер спорта по боксу, Аиб Адамов — мастер спорта по боксу среди молодежи, Юсуф Адамов — мастер спорта международного класса по дзюдо, Зелимхан Межиев — мастер спорта по боксу, Асхаб Габаков — мастер спорта, Макшарип Гарбаков -мастер спорта и многие другие спортсмены.

Гордостью центра «Вайнах» является танцевальный коллектив, который неоднократно выступал на концертах и фестивалях в области и республике, награждался почетными призами и грамотами.

В мае 2004 года представители чечено-ингушского центра приняли участие в работе международной конференции «От депортации к интеграции», посвященной 60-летию депортации чеченского и ингушского народов в Казахстан, которая проходила в Алматы.

Общественное объединение «Чечено-ингушское этнокультурное объединение «Вайнах»

Руководитель: Джанаев Увайс Хаважиевич

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Телефон: 87017203260


С этим читают